Воскресенье, 28.04.2024, 15:58
Приветствую Вас, Гость
 

Готовимся к школе вместе.

 

       Ваши дети стали взрослее ещё на один год. Теперь они воспитанники подготовительной к школе группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребёнка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий.

   «Почему сегодня Петя просыпался десять раз?

Потому что он сегодня поступает в первый класс!»

Эти строки из стихотворения А. Барто хорошо известны всем нам. Как встретится ребёнок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится. Формирование стремления стать учеником – это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни.

       Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должно основываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

       Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок?

       Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок – это, прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой  одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребёнка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составлять предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьёзные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе.

       Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребёнка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребёнку в элементарных делах заранее создают серьёзные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.

       Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребёнка в детском саду и семье.

       Первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребёнка соответствующих мотивов, отношение к обучению как важному делу, стойкому желанию учиться в школе.

        Неоднократные опросы детей подготовительной группы показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое. Если часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другую часть привлекают внешние атрибуты школьной жизни: портфель, школьные принадлежности, встреча с учителем, звонки, перемены. И у первой и у второй группы детей присутствует положительная стойкая мотивация к обучению в школе, которая будет являться фундаментом для формирования учебной деятельности. Ребёнок должен принять для себя новую социально значимую позицию – позицию школьника, принять новые правила поведения.

       Чтобы ребёнок хорошо адаптировался  к школе, успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно значимыми», познавательными функциями. Прежде всего, они обеспечивают готовность и способность ребёнка заниматься учебной деятельностью, сосредоточено и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности – организация деятельности или умение произвольно управлять собой, то есть, волевая готовность к школе.

       К моменту поступления ребёнка в школу происходит формирование основных элементов волевого действия – умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.

       Важным показателем готовности к школе является интеллектуальная готовность. Долгое время под интеллектуальным развитием ребёнка понимали наличие определенных умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.

       Социальная готовность предполагает сформированность у ребёнка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живёт ребёнок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение  своего ребёнка со сверстниками во дворе  или изолируют от него, как оценивают его поведение.

       Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных  направлений развития ребёнка:

  1. Мотивационная готовность.
  2. Волевая готовность.
  3. Интеллектуальная готовность.
  4. Социальная готовность.

 

Исполнила: Колосова Е.В.