Суббота, 27.04.2024, 22:42
Приветствую Вас, Гость
 

 

"ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП"

В октябре месяце в нашем детском саду начался конкурс среди педагогов "Педагогический калейдоскоп", который позволил оценить мастерство воспитателей, их талант. Условием конкурса является изготовление своими руками дидактического пособия, настольной игры или развивающего пособия  для работы с детьми. Педагоги приняли активное участие в конкурсе, результате чего "появились на свет" вот такие замечательные и креативные игры!

Представление и описание занятий с кукольным театром.

Куклы на логопедическом занятии.

Это и незаменимый Незнайка, который постоянно просит детей помочь ему выполнить какое-то задание, это и добрая бабушка - Загадушка с корзинкой, в которой спрятались загадки, это и балагур Петрушка.

Организационный момент - это та часть занятия, в которой задается эмоциональный фон. Она должна содержать сюрпризный или игровой момент. Все положительные эмоции, которые вложены в организационный момент, вернутся в ходе занятия. И здесь очень уместно использование петрушковых кукол. Логопед с надетым на руку кукольным зверьком начинает занятие:

- Заинька проверь, дружок,

   Все ль готовы начать урок?

   Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

   И улыбки? И тетрадки?

   Все ли правильно сидят,

   Все ль внимательно глядят?

Зайка будет с нами всё занятие и в конце он каждому из вас что-то шепнет на ушко.

Не менее важно подведение итогов занятия. Кукла может поощрить ( шепнуть) на ушко: 

«Молодец!»;

«Умница!»;

«Ты прекрасно работал!», погладить по голове.

Тактильное прикосновение куклы действует на ребенка потрясающе! Кукла может укорить:

«Ты сегодня не очень старался!»

 И даже легко наказать: потрепать за ушко (Но для этого кукла сначала должна стать другом, ведь только друг имеет право на такие доверительные отношения!)

Кукол можно использовать при изучении звуков. Например, при изучении звука ( щ) я всегда использую скороговорку:

« Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока», но проигрываю это с куклой - щенком. Эффект потрясающий: все хотят выйти и почистить щенка, и происходит непроизвольная работа над звуком. При дифференциации звуков (п) и (п) кукла - ежик пыхтит, а кукла- цыпленок пищит. Для дифференциации звуков ( м) и (м) используются куклы Мишка и Мышка.

Часто при отработке чистоты произношения звуков использую диалоги:

Например при отработке звуков ( з- з) логопед в паре с ребенком зайчиком может использовать диалог:

 

Логопед:- Заяц, заяц,  чем ты занят?

Ребенок: Кочерыжку разгрызаю!

Логопед:- А чему ты, заяц рад?

Ребенок:- Рад, что зубы не болят!

При отработке звука ( ж) уместен будет следующий диалог:

- Здравствуй,  белка!

- Здравствуй еж! Далеко ли ты идешь?

- Может яблочек найду

   Возле яблонька в саду!

   Принесу ребяткам

   Маленьким ежаткам!

Хочется поделится изюминкой при проведении самомассажа. Здесь я использую куклу - солнышко со словами: Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть: голову, шею, руки. Он забрался за шиворот, погладь его там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Заинтересованно относятся дети и к театру масок. Одним из примеров применения этого вида театра может служить речевая игра» Угадай, чей голосок»:

- « Мы  по кругу идем,

      Мы лисичку зовем

      Пусть глаза не открывает

      Нас по голосу узнает»

- « Мы по кругу идем

      Мы лягушку зовем

      Пусть глаза не открывает

      Нас по голосу узнает».

В логопедической работе уместно использовать самые простые виды кукольного театра- театра картинок и театра фланелеграф. Их удобно использовать при изучении лексических тем. Например, при изучении темы  «Дикие животные» я использую сказку на фланелеграфе «Колобок», «Теремок», при изучении темы «Овощи» сказку «Репка». При изучении темы «Рыбы» сказку «По щучьему велению». Когда мы изучаем тему «Перелетные птицы», мы изучаем сказку. «Гуси- лебеди». Использовать можно как всю сказку, так и отдельные фрагменты. Во время изучения темы «Правила дорожного движения» очень интересное занятие можно провести с любимыми героями: Буратино, Пьеро, Мальвиной с помощью театра - картинок. В моем арсенале имеются и наборы бумажного пальчикового театра с мини - ширмочкой, которые тоже удачно дополняют работу.

В процессе работы с куклами рождаются какие-то новые идеи, замыслы. Так возникла идея куклы - инопланетянина. В апреле месяце при прохождении лексической темы «Космос» мои дети в процессе «Путешествия по звездному небу» встречаются с куклой- инопланетянином, обучают её написанию космических слов.

Включение кукольного театра в логопедическую деятельность наряду с другими формами работы привели к стабильному улучшению качества устной и письменной речи учащихся. У них заметно повысилась мотивация к учению.

Возможно, и без учета вышесказанного можно добиться неплохих результатов коррекционной работы. Но думается, что при подобной работе ученик чувствует себя комфортнее, а значит, успешнее. А это - самое главное!

Бондаренко Н.В. учитель – логопед МБДОУ ДС КВ №11

В феврале 2016 года мы являлись участниками соревнований  ДОУ Темрюкского района