Воскресенье, 28.04.2024, 07:17
Приветствую Вас, Гость
 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Как научить ребенка вырезать ножницами.

Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как он видит, как ими подстригают ногти. Сам процесс пользования ими вызывает у ребёнка явный интерес.

Объясните малышу, как правильно держать ножницы в руках и покажите простейшие приемы резки.

Первые движения по раскрытию ножниц можно тренировать в воздухе, без бумаги. После того, как ребенок поймет принцип действия ножниц, возьмите достаточно плотную бумагу, которую удобно держать в руках, например, страницы из старых журналов.

Посадите ребенка к себе на колени и возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать ножницы. Со временем он научится делать это самостоятельно. В раннем возрасте малыш может просто измельчать бумагу на полоски, в два года вырезать фигуры ему не по силам. Уверенно вырезать по контуру ребенок начинает ближе к 4 годам.

После трех лет, когда ножницы становятся послушными в руках ребенка,  в качестве упражнений предложите ему вырезать простейшие фигуры, нарисованные на бумаге: квадрат, треугольник, круг. Из них можно составлять узоры и орнаменты. Такие занятия хорошо развивают координацию и глазомер.

При этом сразу приучайте к тому, что во время резки передвигать необходимо именно бумагу, а не ножницы. Если использовать цветную бумагу и заранее продумать тему будущей аппликации, то занятие будет еще более творческим и интересным.

 При этом задания могут быть разными:

  • Наклеить в один ряд четыре одноцветных

четырехугольника.

  • Наклеить два красных и два синих четырехугольника,

соблюдая определенную последовательность: один четырехугольник красный, второй – синий, третий – красный, четвертый – синий.

  • Наклеить два четырехугольника и два кружочка,

последовательно меняя их.

  • Провести подобную же работу с треугольниками,

размещая их последовательно по форме и цвету.

Позднее, когда дети научатся сами вырезать из бумаги нужные формы, им поручают следующие задания:

  • Разрезать бумажную полоску на квадраты, которые

можно использовать для орнаментов, окошек игрушечных домиков, флажков и т.д.

  • Нарезать из бумаги прямоугольной формы тонкие

прямые полоски – древки флажков, стебли цветов и т.д.

  • Косо срезать у прямоугольника концы, чтобы

получились крыша для домика, крыло самолета или детали других предметов.

  • Вырезать круг из квадрата, постепенно округляя его

края (снежная баба, цыплята)

  • Вырезать плоды, овощи, цветы, деревья, бабочек.

Прямоугольник соответствующего цвета сгибают пополам и вырезают половину задуманного предмета.

  • Вырезать предметы, складывая бумажную полоску

несколько раз.

Независимо от того, когда (с какого возраста) вы начали учить ребенка работать с ножницами, необходимо сразу объяснить правила обращения с ножницами.

  Приступая к работе в первый раз, а также каждый следующий раз повторять, пока знания не превратятся в привычку.

           1. Ножницы - это НЕ игрушка. Ножницы - это инструмент. Они острые и опасные. Если не правильно ними пользоваться, можно пораниться.

Итак, с ножницами не играют, с ними работают.

          2. Ножницами МОЖНО:  резать бумагу, картон, нитки, ткань, вырезать детали для аппликаций - кружочки, квадратики и т.д.  

          3. Ножницами НЕЛЬЗЯ: махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить, а тем более бегать.

         4. Передают ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.

         5. С ножницами нужно работать, сидя за столом.

         6. Каждый раз после работы положить ножницы на место в шкаф!

                                  Принципы работы с ножницами

Положение рук

Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить.

1. Ребенок должен сидеть  прямо, его ноги должны упираться  в пол, а не висеть  в воздухе.

2. Локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом.

3. Руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко "в воздухе".  Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.

 Если у ребенка не получается держать руки правильно - можно попробовать несколько приемов.

Первый - сказать ему: «Представь, что твои руки у локтей привязаны к телу». Можно немного придержать его руки, чтобы он понял и ощутил это положение.

Второй - можно дать ему вырезать, положив локти на стол.

Третий - можно вырезать, лежа на полу, на животе. В этом положении поднимать локти очень неудобно, и дети с трудностями координации часто именно так усваивают правильное положение рук. Дайте ребенку вырезать так в течение нескольких дней, чтобы он привык, а потом усадите опять за стол.

Кроме положения локтей, важно  проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой - лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции - когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху.  Ребенку можно сказать: «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху». Можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев и сказать ребенку, что,  вырезая, он должен всегда видеть эти наклейки.

       Умение работать с ножницами – очень хорошо развивает моторику пальчиков. Научившись обращаться с детскими ножницами, со временем можно доверять уже и обычные, простые ножницы, которыми пользуются родители. Естественно, первое время Вам придется наблюдать, как ребенок упражняется уже с обычными ножницами, он будет очень горд, что родители считают ребёнка уже взрослым и доверяют пользоваться взрослыми вещами.

Подготовила: Воспитатель Гетьман Юлия Валериевна

 

 

 

Консультация для родителей в детском саду

"Почитай мне сказку, мама"

 

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».  Д. Родари.
В. А. Сухомлинский писал: «Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующее воспоминание об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка…».
Одной из важных задач в дошкольном возрасте является развитие связной речи. Важно в этом возрасте научить содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
А что же такое связная речь?
Связная речь – смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Связная речь должна быть понятна для собеседника.
Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки.
Все мы хорошо знаем, как важно в дошкольном возрасте развивать речь ребенка: сделать ее чистой, правильной, богатой; научить ребенка внимательно слушать и воспринимать информацию, точно и доступно выражать свои мысли. Это обязательное условие успешного обучения в школе, успешного взаимодействия с окружающими, успешной карьеры в будущем.
В настоящее время книги, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
К сожалению, сегодня у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.

Народная мудрость гласит «Лиши человека воды, и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Наверное, нет таких родителей, которые не хотели, бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — воспитатель и, учитель, и друг.
Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Чтение сказок на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование.
Дети дошкольного возраста-слушатели, а не читатели. Художественное произведение до них доносит взрослый.

Итак, когда и какую литературу нужно читать ребенку?

Дети 1-3 лет
Для детей возрастом полтора года нужно читать небольшие стишки С. Маршака, А. Барто, народные сказки «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Ближе к двум годам можно начинать знакомить ребенка с творчеством К.Чуковского – «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Доктор Айболит». В этом возрасте дети любят слушать сказки, стихи, потешки, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, речь ребенка обогащается новыми словами. Сопровождать чтение надо показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра. Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки различных детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.
Дети 3-4 года
Дети старше трех лет уже довольно легко могут воспринимать объемные произведения, их лучше читать малышу вечером, перед сном. Сюда можно отнести бессмертные творения «Приключения Буратино» Толстого, «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Винни-пух», «38 попугаев», «Трое из Простоквашино» и «Крокодил Гена и все-все-все».
Четырехлетние дети начинают осознавать все, что вокруг них происходит, а также выражать по этому поводу свое мнение. Очень важно для родителей этот момент не упустить и на книжную полку добавить «Белоснежку», «Золушку», «Приключения олененка Бэмби». В таких книгах много взаимоотношений, переживаний и боли, такие чувства для маленького человека нужны, он должен их понимать.
Дети 5-6 лет.
Определиться с книгой для ребенка 5-6 лет намного легче, в этом возрасте у него есть определенные жизненный опыт, поэтому он многое способен усвоить и понять. Дети такого возраста могут записаться в детскую библиотеку, где можно самому выбрать ту или иную книгу. На сегодняшний день многие дети в этом возрасте уже самостоятельно читают, ну и тем более, они способны самостоятельно делать выбор той или иной книги. Полезный совет взрослых по выбору книг, конечно, тоже уместен.

Как правильно читать книги ребенку?

Каждый родитель должен четко уяснить одну прописную истину – одного раза прочесть книгу ребенку недостаточно. Каждый раз, прочитав ту или иную книгу малышу, нужно его расспросить о том, понял ли он содержание, что ему понятно, что он не понял. Особенно это касается объемных произведений, которые разбиваются на несколько вечеров.
Когда вы читаете книгу, в обязательном порядке останавливайтесь на тех местах и тех словах, которые не совсем ясны малышу. Очень часто он может встретить непонятные слова, также это касается книг со сложной сюжетной линией. Чтобы более точно знать, на сколько понята ребенком книга, ему можно задать несколько вопросов по поводу прочитанного.
Относительно длительности чтения, то здесь все весьма индивидуально – для одних детей достаточно 10 минут почитать, а другие могут слушать и полчаса.
Чтение сказок способствует:
Развитию словаря. Речь становится богаче, ярче, пополняется словарный запас.
Развитию грамматического строя речи.
Развитию и совершенствованию диалогической и монологической речи.
Совершенствованию звуковой стороны речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии детей очень велика. Чтение оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, речевое, психологическое развитие ребенка!

Подготовила воспитатель: Гетьман Юлия Валериевна